Пятница
29.03.2024
17:48
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Творческая мастерская ОчУмелкино
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Главная » Файлы » Мастер классы » Народные обрядовые куклы

Жница.
21.07.2014, 13:46

  

Славянская кукла Жница.

21 июля Каза́нская ле́тняя (Прокопьев день, Зажинки)

Зажинки — день народного календаря славян, приуроченный к воспоминанию явления Казанской иконы Божией Матери (1579), выпадающий на 8 (21) июля. Начинаются самые жаркие дни, скошенное сено собирают в валы, потом копнят, а из копен складывают зароды. Праздник первого снопа — в этот день в XIX веке делался первый торжественный зажин яровых.

Жница - кукла первого снопа, помощница в жатве. Делали эту куклу ПЕРЕД тем, как начинали жатву. Первые срезаные колосья привязывали кукле на пояс. Куклу клали на полосу и от нее начинали жать. За спиной куклы привязаны платком двое младенцев, на поясе мешочек с хлебом и солью. Куклу делали как помощницу в жатве.

Жница – одна из первых кукол, открывающих осеннюю тему. Она символизирует, в первую очередь, женское плодородие, изобилие, фертильность, способность к зачатию, вынашиванию и рождению. Этот смысл можно понимать вполне буквально (рождение детей, материнство), а можно более метафорически (жизненная сила, производительность, способность рождать идеи, вынашивать замыслы, воплощать задумки, доводить идеи до конца, достаток, щедрость, хлебосольность, реализация себя в рамках пола). Кроме того, Жница символизирует женскую рабочую силу и неутомимость: эта куколка помогала настоящим жницам в поле во время уборочной страды, когда работы было невпроворот. Хлеб нужно было убирать быстро, поэтому в поле выходили все от мала до велика. На поясе куклы привязано несколько колосков и мешочек с хлебом-солью, за спиной у нее - два младенца. Эти атрибуты подчеркивают основные темы, раскрываемые этой куклой. 

Эта волшебная кукла как будто собирает в себе всю энергию и силу налитых соком колосьев, жаркого солнца уходящего лета, зрелых августовских запахов и звуков. Она весь год будет напоминать вам о том, сколько мощи заложено природой в каждую жизнь, сколько условий она создает для того, чтобы жизнь эта реализовалась как можно полнее. Она поможет вам сконцентрировать свои намерения и силы для новых свершений, будь то буквально создание новой жизни – или какое-то другое прекрасное дело.

В христианское время первые плоды нового урожая освящали в церкви. Магические обряды, которые приурочивались ко времени созревания злаков и прославляли землю-матушку за щедрый урожай, были призваны вернуть земле ее плодородие и тем самым обеспечить обильный урожай на будущий год.

 

В начале жатвы проводили обряд первого ("зажиночного") снопа, жать который предоставлялось самой старшей в семье женщине. Сноп украшали и ставили в углу перед иконами. По окончании жатвы сноп давали домашним животным, немного зерен прятали на будущий год. Потом их добавляли в первую пригоршню зерна.

Последние оставшиеся на поле колосья сжинали (по некоторым сведениям молча)  и делали из них  "дожиночный" сноп. Сноп этот называли Именинником, Дедом, Бабой, Матерью Пшеницы (Ржи, Гороха), Житной Царицей, Кумушкой, Житной Бабой и т.д.

С ним поступали по-разному: так, в Вологодской губернии Кумушку хранили до Покрова, а в этот праздник – скармливали скоту; болгары носили Житную Царицу вокруг села, а потом – бросали в реку или сжигали; в Смоленской губернии сноп, наряженный в женскую одежду, били берёзовым веником, чтобы истребить на поле животных-вредителей.

Но, пожалуй, наиболее распространённым на славянских землях был такой вариант этого обряда: дожиночный сноп торжественно приносили домой и хранили в течение определённого времени, а после – ритуально уничтожали (часто сжигали во время Зимних Святок).

В этот день встарь делался первый «зажин» ржи. Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила: «Стань, мой сноп, на тысячу коп!»

Яйца, хлеб, соль берут с собой на зажинки. Всем миром нажнут бабку — девять снопов поставят — и садятся за трапезу. Едят прямо на жнивной полосе.

Вологодские жницы, приступая к жатве и опоясавшись первыми срезанными колосьями, произносили своего рода заклинание: «Как былинка гнется и не ломится, так бы у рабы Божией (имярек) спинка гнулася и не ломалася и не уставала. Во веки веков, аминь!»

Первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух и тараканов: «Первый сноп в дом, а клопы и тараканы — вон!», «Мухи, гады, вон! Идёт хозяин в дом!»

Если в текущем году в семье был покойник, то первый снопок, срезанный при зажине, не вносили в дом, а бросали его прямо в поле, «каб мыши и птушки памянули»

Чрезмерные нагрузки, связанные с жатвой, нередко приводили к хворям и болям. Но возможности болеть не было, и в народе ведали о простых эффективных способах снять боль. Так, при болях в позвоночнике и общей утомленности лучшим лекарством считался сон на соломе. Говорили, что солома вытягивает из организма слабость и разбитость.

Но время полежать выпадало настолько редко, что зачастую у натруженной поясницы просто закрепляли пучок соломы, скрученный по часовой стрелке. При головокружениях вокруг головы повязывали соломенный жгут. К тому же, солому запасали как противокашлевое средство для ингаляций и для изготовления банных веников.

Вот так, с молитвами и уважением к родной земле, проходила на Руси страдная пора. У каждого были свои обязанности, и каждый знал: «Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска».

  • Кукла тряпичная, изготовленная из лоскутов ткани техникой закручивания (Столбушка).
  • Основа куклы - "каркас" из свернутой бересты (бумаги), свернутой в трубочку.
  • Бумага обернута лоскутом белой ткани и закреплена нитками в трех местах.
  • Голова оформлена из верхней части каркаса, черты лица не прорисованы.
  • На голове - повязан платок из ткани.
  • Из ткани сделать скатку-грудь, крест-накрест прикрепить на берестяную "скалку".
  • Кукла одета в сарафан или платье (цвета выбирать желательно осеннего поля).
  • Руки являются продолжением платья и на концах завязаны нитью, либо примотаны в виде скрученных трубочек на уровне шеи.
  • Платье двойное.
  • Платье выше пояса, под грудью, перевязано широкой полосой ткани. Ткань удерживает двух запеленованных младенцев, расположенных за спиной, лицами к кукле. Ткань завязана на спине двойным узлом.
  • Младенцы выполнены на кукол пеленашек.
  • К поясу привязан узелок, набитый зерном и солью
  • За пояс заткнута "вязанка соломы".

Увидела несколько фото на сайте http://www.rukukla.ru/ и захотела сделать такую же. Технологию разрабатывала сама, поэтому за правильность не ручаюсь. Буду благодарна тем, кто подскажет и поправит.

Фотография, к сожалению, не смогла передать того духа Истинной Русской Женщины, который несет в себе эта кукла. В ней - спокойное достоинство, затаенная гордость простого труда и материнства, которые на самом деле сознаются как Высокое Служение - Роду, Земле, Предкам и потомкам. Это не просто Жница - это воистину Жрица! Ее обряд - вся ее жизнь, ее служение - каждодневно и ежечасно. На нее хочется смотреть и ладить по ней свое внутреннее состояние.

Делалась так:
1. Кусок бересты свернуть в трубочку белой стороной наружу, по краям перевязать нитью или тесьмой.
2. Из белой ткани сделать скатку-грудь, крест-накрест прикрепить на берестяную "скалку".
3. Лоскут белой ткани – рубаху – наложить поверх, закрепить на шее и на талии.
4. На талию прикрепить навыворот "понёву".
5. Повязать платок.
6. Квадратный лоскут собрать по кругу на нитку. В серединку насыпать немного зерна. Затянуть нитку, сделать "мешочек" и закрепить его на поясе.
7. Повязать кукле пояс с мешочком, заткнуть за него несколько колосьев.
8. Скрутить двух младенчиков: квадрат-головка, тельце, косыночка и пеленка, свивальник из двух крестов.
9. Младенцев тесьмой или узкой полосой ткани привязать по бокам от "матери". 

Категория: Народные обрядовые куклы | Добавил: umelkino
Просмотров: 3802 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск