Народная кукла Отдарок на подарок
Куклу передала Осипова Нина Васильевна. Вот что она рассказала мне о кукле:
"Кукла отдарок на подарок сохранилась в Вятке, ее я в других регионах не встречала. Мне женщины в Куменском районе рассказывали так: куклу «отдарок на подарок» делали бабушки вместе с ребенком после 3-х лет до 5-6 лет. Это зависит, как ребенок развивается и в каком регионе живет. На севере делали ближе к 5 годам. Это была первая кукла,которую ребенок должен был сделать сам. Кукла ладонного размера, делается на одной нити. Делали ее из любого лоскуточка, любого цвета, здесь важна форма, а не цвет."
Конструкция -узелковая.
Чем же уникальна эта кукла?
Ребенок до 3-х лет был чадом, дитятко, дитем, т.е. среднего рода, ходил в простой рубашке, сверху поясок - веревочка, некоторое дети ходили и дольше. Половой статус муж и жен (он или она) получал не сразу. Как же проходило посвящение в пол?
Бабушка одна рассказывала, о том как это происходило у нее, по рассказам ее старших сестер: "Я когда была маленькая, мне было 4 года, бабушка показывала куклу Отдарок на подарок, она ее сделает, потом говорит, ой что-то не совсем получилась, давай мы из нее сделаем другую игрушку, собирет юбочку складочками, обматает нитками, получаются ножки, маленький голышок". Малышок-голышок, Агаева его публиковала, но у Агаевой игровая до 15 см, а у нас 7-8 см. Этой куклой играли, одевая ее в одежду с подрезами. Играли до тех пор пока у ребенка вместе с бабушкой куклы не начинали получаться получше.
И каждый раз ребенок видел, что когда старшие что-то дарили, например в голодный год дядя мешок зерна привез, то пока чай пьет, девочки заготовочку приносят и на его глазах куклу вертят, только после этого он мог уехать, а если не дождется Отдарка, то нужно думать, что ситуация не правильная: либо ему спасибо не надо от этой девушки, либо он считает, что ее Отдарок на подарок не достаточно хорош за его подарок.
Через некоторое время ребенок начинал куклу делать сам. Бабка говорит, ой у тебя хорошо получилось и откладывает куклу. Ребенок видит куда положили, делает новую куклу, которая еще лучше, кладет ее взамен старой, а старую берет играть. И наконец, когда ребенок полностью делал хорошо сам, бабушка начинала говорить о том, что пора дите посадить за общий стол и дать статус парня или девки. Дите становилось самостоятельным в жизни, т.е. сходило с материнского подола. Подходя к родным говорила: "Вот Петенька у нас подрос, хорошо говорит, хорошие вопросы задает, умеет себя вести, отхожее место знает, и все другие признаки, он повзраслел и ему пора сидеть за общим столом на лавке. Если ребенок заболел, то она будет ждать, когда он будет здоровым, больного в первый раз за стол не садили.
За столом на лавке все вместе семьей едят, а покуда он еще дитятко-дите, то когда он есть захотел, тогда его мама или бабушка кормят. А у тут уже правила семьи выполнять нужно, есть только когда все едят.
Далее собирают гостей по роду и по крови, крестных, и когда все рассаживаются, то объявляется, что сегодня Петенька первый раз за стол садится. Рубаха новая, порты, да и поясок уже плетеный. Какой ладненький паренек у нас получился. Тогда малыш стоя отдает Отдарок и говорит: "Спасибо папенька и маменька, что на ноги поставили".
Фраза была дежурная, ее учили наизусть, как "Отче наш.." Сел на лавку и запомнил свое место. Теперь он к печке бегать и просить еды не будет. В вятских деревнях очень было важно, чтобы к этому возрасту ребенок проявлял силу и здоровье, потому что за одним столом из одной чашки ели. У каждого своя ложка. Если семья большая. То две чашки на разные концы стола ставили. Дети знали, что старшие (папа,мама и др) работают поэтому старались мясо не таскать, чтобы взрослым досталось, чтобы они наелись и работали хорошо, т.е. Петенька эти порядки уже знал, как за столом себя вести, и первый раз он демонстрировал как умеет ложкой брать из общей чашки. Когда ребенка готовили, то помимо того, что ему рубаху одевали, порты, его еще и подкормят тихонько, чтобы не обмишурился в первый день, а то ложкой потащит и вдруг разольет, тогда и ложкой по лбу дадут или из-за стола высадят. Его подкормят, тогда он и не торопится с ложкой в общую чашку.
Этот день для него был очень важным и очень значимым. Поэтому куколка Отдарок на подарок должна была соответствовать торжеству этого момента. Делая куклу, старались сделать светленькую, а если светленькой ткани не было, то ткань могли вывернуть на изнанку. Отдарок на подарок самым первым был. Поэтому там только ниточка и тряпочка. Потом последующие Отдарки, украшались тесьмой, вышивкой, давая возможность показать девочкам свое первое рукоделие. Первый Отдарок родители получали и сохраняли. Хранили вместе с первыми сакральными предметами, с первым пояском, крестильной рубахой, иконой, если бабушка умирала и благословляла иконкой. После 12 лет ребенок сам старался сохранить, знал, где место для его сокровенных предметов. Каждая кукла сохранялась и очень хорошо помнили какая кукла за что дана.
Самый первый Отдарок на подарок в узелке со всеми сакральными предметами отдавали девушке, когда та замуж выходила на чужую сторону. И мать говорила: когда-то ты этот Отдарок подарила с благодарностью, что на ноги поставила, так пусть он тебе напоминает, что и мы когда-то будем нуждаться в твоей заботе и нам будет нужна твоя помощь. А мужчинам отдавали при переезде в новый дом. Бабушка одна рассказывала: у меня все украли, показать ничего не могу, а вот соседка сохранила, где в картошке прятала, где в других местах, но сохранила и с гордостью показывала. Отдарок должен быть таким, чтобы до конца жизни он нравился.
В наши дни тоже встречаются в деревнях. Хранятся за божницей. Кукла из фланели перекрученная длинной ниткой.
Вручение подарка и ответное одаривание – очень древний обычай, важный как для взрослых, так и для детей. В сказках подарок обладает особенным смыслом: он защищает того, кому его подарили. Подаренное колечко (или платочек, кинжал, ожерелье и т.п.) помогает герою преодолеть испытания и победить, а давным-давно подаренные вещи помогают родным узнать друг друга после долгой разлуки.
В народе на Руси существовала поговорка: «Подарки любят отдарки». Это означает, что дарящий через подарок привлекает к себе внимание. Он своим подарком хочет напомнить о себе или, может быть, в чем-то помочь.
Куколку отдарок-на-подарок дети дарили старшим (родителям, сестрам или братьям, другим родным и близким людям) в ответ на их подарки. Куколка была знаком благодарности за подарок, внимание и заботу родных. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили». А в одной песенке есть такие слова:
…Принимайте дары великие:
Моей матушке рукавички,
Моему батюшке рубашечку,
Всему поезду по платенчику…
Если ребенок, скручивая куклу, будет думать о том, для кого он ее делает, и от всего сердца желать этому человеку добра, простая тряпичная кукла превращается в оберег. Тогда в трудную минуту, взглянув на эту куколку, человек вспомнит, что он нужен и любим, и это придаст ему сил.
Отдарок-на-подарок делается без иглы и ножниц. Это одна из первых куколок, которую малыш может научиться делать сам уже с двух лет и благодарить ею в ответ всех гостей, которые приходят в дом по праздникам и приносят подарки.
В юности девочки не один раз делали для любимых мам куколок в знак благодарности и с обещанием уважать и слушаться родителей. Мамы аккуратно прибирали эти дорогие для них подарки в сундук. Если дочка вдруг обижала матушку, та могла достать подарок из сундука, напоминая о дочернем долге. Подарки делали не только родителям, но и будущим свекру со свекровью, преподносили их на свадьбе со словами:
Уж как свекру-то батюшке,
Сшила пеструю рубашку,
А свекрови-то матке –
Полотняна рубашка,
Как деверям-то братцам –
Еще по шитому платочку,
Как золовкам сестрицам –
По жемчужной повязке.
Рис.1. Для куклы нужны небольшой лоскуток-прямоугольник и узкий кусочек ткани (длиной в полтора пальца), и нитки. Сначала нам нужно сделать основу для головы. Берем узенькую полосочку ткани и скатываем ее валиком. Получается спиральная скрутка.
И здесь возникает вполне логичный вопрос - зачем для самой простой детской куколки такие сложности? Ведь было же чем набивать голову - очесы льна, старые мягкие тряпочки, зачем же заморачиваться со скручиванием ткани?
Ответ был найден мною в книге Галины и Мариии Дайн "Русская тряпичная кукла". В главе "Чем набита твоя голова?" рассказывается о различных конструкциях кукольных голов, и, среди прочего, подчеркивание в некоторых куклах именно спиральной конструкции кукольной головы или самой куклы. Авторы пишут: Спираль- древний символ плодородия и блага, символ накопления положительной энергии.
Кроме того, посмотрите на снимки космоса – практически все галактики, в том числе и наш Млечный путь, имеют спиралевидную форму, так что спиральный узор можно толковать как призыв высших, космических сил участвовать в судьбе того, для кого куколка делается.
Рис.2-3. Идем дальше. Теперь нужно сложить большой лоскут ткани пополам, вложив скаточку внутрь. Держа будущую куколку в обеих руках, отгладим указательными пальчиками ткань со скаткой так, чтобы получилась круглая и гладкая, без складочек головка, затем одним движением окрутим нитью шейку «по солнышку» (по часовой стрелке). Перевяжем ее и оставим длинную нить – ею же будем выделять ручки нашей куклы.
Рис. 4-5. Верхние уголки прямоугольника поднимаем вверх, собираем ткань мягкими складочками под ручками куколки. Затем оставленной нами длинной нитью делаем два витка крест-накрест – с правой стороны под левую ручку. Теперь переводим нитку по поясу под правую ручку и делаем два витка. И от правой ручки на левую сторону у шейки на груди – получился крест. Затем делаем два витка на поясе и затягиваем петлю.
Рис. 6. Получилась замечательная куколка – настоящий подарок-на-отдарок.
В народе есть пословица "Подарки любят отдарки". И куколка эта, несмотря на свою простоту, несет в себе глубокий смысл и напоминает нам о том, что наши предки умели воспитывать через куклу кое-что важное, а именно - быть благодарным за любое доброе деяние в свой адрес и всегда отвечать добром на добро.
|