Воскресенье
17.12.2017
15:09
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Творческая мастерская ОчУмелкино
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Главная » Файлы » Мастер классы » Народные обереговые куклы

Параскева-Пятница
19.06.2015, 20:25

    

 

Славянская обережная кукла Параскева-Пятница

Празднования славян в честь Пятницы-Макоши были самыми длительными, что свидетельствует о ее значительной роли в славянском и праславянском пантеоне. Макошь — богиня плодородия, воды, покровительницы женских работ и девичьей судьбы, образ которой был запечатлен на главной, лицевой грани Збручского идола, а празднества в ее честь проводились еженедельно, ежемесячно и особенно в осеннюю пору — на рубеже лета и зимы (с 1 по 8 ноябя).

* * *

Кукла Параскева в глубоком язычестве была женским божеством Макошь. Это один из самых сильных символов. Богиня рода и судьбы и всего, что связано с их укреплением и благополучием.  Даже не просто богиня судьбы, а богиня, которая владеет судьбой, хранит её, плетёт нити судьбы, устанавливает взаимодействие разных уровней космоса с человеком, имманентно встроенным в этот самый космос. А также Макошь - богиня плодородия, колдовства и властительница Дикой природы.

  

Образ постепенно трансформировался в Параскеву Пятницу, которая считается покровительницей женщин и женского труда, целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Она рачительная помощница во всех делах и ремеслах, особенно если дело касается прядения льна. Ей даже был посвящен свой день недели, Считалось, что Параскева Пятница запрещает работать в этот день: прясть, ткать, пахать, стирать, а также купаться и купать детей и сурово карает нарушающих запреты.

Кукла органично совмещает в себе оба образа. Так, для неё характерно наличие веретена. У нее, в память о Макоши, должны быть распущенные волосы. Она помогала людям донести их сокровенные мысли и просьбы до богов и предков. Красные нити, завязанные на её руках – обращения к предкам, а голубые – обращения к богам. На её ладонях сидят птицы, что подчеркивает божественный прообраз куклы, которая воплощает собой хозяйку неба, небесную пряху. Птицы, так же, как и она, зачастую являются посредниками между реальным и ирреальным миром. Если кукла не была общественной, а хранилась дома, то женщины призывали её помочь им в работе, делая хранительницей мелких предметов рукоделия (лент, кружева, веретен, коклюшек, наперстков, игл), которые вешали на руки кукле с приговором: «Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору». 

* * *

Кукла Параскева Пятница в глубоком славянском ведичестве была женским божеством Макошь. Это один из самых сильных символов. Богиня рода и судьбы и всего, что связано с их укреплением и благополучием.

Куклу Параскеву-Пятницу делать без знакомства с её историей считаю просто невозможным. Многие представляют эту куклу в очень ограниченной функции помощнице в женских ремеслах. Для этой цели вполне достаточно куклы "Десятиручки".

Это совсем разные куклы с разными исходными историями. Ни одна кукла не претерпела такой длительной трансформации во времени, сохраняя свою основную сущность, как Макошь, прообраз Параскевы. Когда вы познакомитесь с ценнейшими исследованиями Рыбакова, вы всё это увидите. Символ женского божества Макошь это фундамент, всё остальное (по моим ощущениям позволю такое сравнение) надстройки, этажи, украшения, детали. Это единственная кукла, требующая немалых знаний и собственного осмысления. В противном случае это будет трансляция некоего рукоделия и только, а значит потеря первосмыслов, основополагающих глубинных истин.

Я брала мастер-класс по Параскеве, как и многие другие МК, у Новосибирского этнопедагога Велесовой Свтеланы Власовны. Этим летом она планирует работать в Чепошском кукольном музее на Алтае. Тем повезет, кто посетит ее экскурсии, ибо она кладезь ценнейших знаних о славянской этнокультуре, о народных куклах. Для меня кукла Параскева стала самой значимой. Именно она мотивировала меня на дальнейшее знакомство с таким народным творчеством, как куклы.

Вот некоторые ссылки, из которых очевидны современные трактовки куклы Параскевы и очень разные варианты ее исполнения.

Кукла Параскева (с греч. пятница) в глубоком язычестве была женским божеством Макошь. ("Макошь – славянская богиня вселенской судьбы"). Это один из самых сильных символов.Богиня рода и судьбы и всего,что связано с их укреплением и благополучием Материалы по истории символа Параскевы весьма противоречивы.Наиболее глубокое исследование у Б. Рыбакова. ("МАКОШЬ Отрывок из книги Б.Рыбакова "Язычество древних славян").

У Б.Рыбакова в книге «Язычество древних славян» встречаем: «…обращение к летописи возвышало Макошь до ранга единственной, а следовательно, главнейшей богини; сосредоточение на этнографическом материале снижало её образ до простой покровительницы женского прядения. Тысячелетний диапазон между разрядами источников не учитывался».

Делать Параскеву чрезвычайно интересно. Сейчас Параскеву трактуют как помощницу во всех работах и ремеслах, особенно в прядении льна.

Современный вариант позволяет не только передавать сложившийся традиционный образ, но и вложить в куклу свои "тексты" и заветные желания, обращенные и к предкам (красные ленты), и к Богам (голубые ленты). День недели Пятница в честь покровительницы и помощницы всех женских ремёсел считался днём отдыха для женщин.

Параскева индивидуальная

Предыдущая Параскева  − модель общественной куклы, которая была метра полтора ростом. Люди вешали на неё разные штучки и завязывали поясочки со своими заветными желаниями. Вся увешенная и украшенная, затем она спускалась на воду. (Мне почему-то эта затея не нравится по разным причинам). А вот из ниток кукла индивидуальная , небольшая, просто помощница в рукоделии. Обе куклы взяты на курсе этнографа Велесовой Светланы Власовны. По логике Параскева общественная и Параскева индивидуальная – это одна кукла. Однако, по тому как фактически толкуют и изготавливают этих кукол сегодня, так не скажешь.

Параскева индивидуальная тесно связана с христианской святой Параскевой, жившей во II веке. Параскева с греческого – пятница, отсюда Параскева-Пятница. Параскева общественная продолжает сохранять в себе основополагающие смыслы, ибо прародительницей её является женское божество Макошь – богиня рода, земли, наделяющая судьбой. Макошь, это глубоко и глобально, её трансформация в столь продолжительном времени говорит о необходимости сохранять основополагающие представления о бытие и о мироустройстве как о неразрывной связи времен. Параскева-Пятница индивидуальная сегодняшняя практически другая кукла. Эти два образа сегодня переплетены невероятно, в самых разных вариантах и в толковании и в изготовлении…

Мне бы не хотелось преумножать путаницу вокруг этих кукол. И я больше говорю о своём восприятии и о своём отношении к этим куклам, для меня они разные. Говоря о Параскеве индивидуальной и учитывая, как она изготавливается, я бы не стала связывать её с Макошью, хотя отдельные функции у них схожие, но Параскева-Пятница, на мой взгляд, ближе к бытовой стороне жизни, а Макошь – к бытийной. Сегодня Параскеву-Пятницу индивидуальную считают покровительницей женских ремесел, особенно прядения льна, ткачества. Она заступница женской доли, исцеляющяя родниковой водой болезных детей, помощница в женском рукоделии.

 Зоя Пинигина

Мастер-класс

1 Приготовим шерстяные или п/ш нитки (цвета, кроме белого для рубашки и телесного, по вашему усмотрению) и палочки для крестовины ⌀ 1 см, длиной 26 см для тела и 19 см для рук.
 

2 Наматываем заготовки. Везде указываю половину длины, т.к. они будут складываться пополам. Значит всю длину надо удваивать. Длина белой рубашки 22 см (т.е. вся длина 44 см), коричневые волосы 28 см, оранжевые (или др. цвета) для платья 18 см, бежевые для лица 12 см. Немного красных ниток для обережного креста.
 
3 Закрепляем руки. Получаем крестовину, основу многих традиционных кукол и обматываем бежевыми нитками. Лучше от шеи и назад во все 4 стороны.
 
4 Накладываем обережный крест.
 
5 Белые нитки перекидываем на крепкую нитку и распределяем вдоль.
 
6 Привязываем белую рубашку под самые руки. Нитки распределяем ровно вокруг тела и перед тем как завязать, перекидываем через плечи, чтобы при возможном растяжении ниток она не спадала.
 
7 Заготовку для лица накидываем сверху макушки. 
 
8 Крепко завязываем, не захватывая шеи.
 
9 Сверху «лицевых ниток» накидываем нитки для волос. 
 
10 Завязываем на том же уровне, что и лицевые.
 
11 Ровно собираем сначала волосы вверх, затем лицевые нити. 
 
12 Завязываем на макушке, очень крепко.
 
13 Только если всё крепко и ровно завязано, аккуратно обрезаем лицевые (бежевые) нитки выше перевязки на 5-7 мм вокруг всей обозначенной уже головы.
 
14 Отделяем небольшую прядь волос. 
 
15 Прядью закрываем лицевые нитки, аккуратно оформляем голову.
 
16. Заготовку для платья делим на две части, накидываем на плечи. 
 
17. Перевязываем ниже рук. Полы платья не соединяем вплотную, оставляем распахнутыми.
 
18. Сплетаем или скручиваем пояс. Ваша Параскева Вам в поддержку и помощь!

Категория: Народные обереговые куклы | Добавил: umelkino
Просмотров: 1698 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Наш опрос
Что Вас заинтересовало в нашей Мастерской?

Всего ответов: 27