Обрядовая кукла Кукушка, Кукушечка
Древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей. Он состоял в следующим: девочки уходили в лес и следили, чтобы за ними никто не последовал. Там они водили хороводы, Пеле песни и кумились. В знак того, что две подружки на 1 год становились кумами, они обменивались венками и, специально сделанными для этой цели, куклами. Эти куклы являлись отражением хозяйки, ведь делая эту куклу, девочка вкладывала в неё частичку своей души. После троекратного целования девочки обменивались куклами и считались кумами. Впрочем, по прошествии определённого времени и при желании можно было раскумиться, сняв себя обязательства доброжелательного отношения, друг к другу, но это происходило крайне редко. Как можно сердиться на куму, если вместе со своей куклой ей доверена часть собственной души! Ведь делая куклу, девочка прилагала старание, думала о ней, вкладывала в эту работу всё своё умение, и вот она отдана подружке!
После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.
Обряд предстает перед нами в нескольких вариантах – «похороны» кукушки и ее «крестины». «Унас такой абычай, што харанили. А у некатарых деревнях называлася «крестили какушку». Крeстьбины были. Ну, делають какушку и крестьбиныей делають. Как ребёначка крестят. И абед, и гуляют. Если крестят, то не закaповают».
Пару раз удалось записать, видимо,полный вариант обряда, в котором сделанную на Вознесение куклу крестили и закапывали, а на Троицу поминали (иногда при этом разрывая). Во многих селах под названием «крестить кукушку» остался лишь третий этап обряда – собственно поминки с весельем в лесу; так обряд трансформировался в праздник.
Делали куклу по-разному. Если в других местах бытования обряда «кукушкой» часто становилась травка «кукушкины слезки», а в редких случаях даже собственно чучело птицы, то в Людиновском районе это была тряпочная кукла, в основе которой была раздвоенная березовая (иногда ольховая) веточка. По выражению исполнителей ее «пеленают», то есть обертывают красивыми тряпочками, которые приносят девки («кто какой махорик, ласкутик») - шить при этом нельзя было.
Интересно, что иногда куклу делали с каблучками, то есть конец каждой из двух веточек раздваивался еще раз; возможно, что это орнитоморфная деталь, обозначающая птичьи ножки. «Ножки» пеленали обязательно красной тряпкой, далее делали традиционный девичий костюм. Как и большинство архаичных кукол, кукушка должна была быть «слепая», то есть без лица, но в более поздних вариантах его стали рисовать.
Изготовленная кукла – молодая девка,это много раз проскальзывает в репликах исполнителей – «положи девку да получше». Во фразе «отдаем мы девку замуж» слышатся отголоски древнего жертвоприношения, хотя сами бабушки, конечно, об этом не задумываются. Смысл производимых действий они объясняют традицией: «Паабычаю. И сроду, сроду!».
Крещение было достаточно условным: «пабрызгають, памоють её». Потом сделанную куклу ставили на окно или клали на лавку, делали гробик, застилали его соломой, которая по народным представлениям «греет покойников», делали подушечку, набитую соломой. Далее все делали по традиционному похоронному обряду – гробик несли на носилках, опускали в ямку на полотенцах и т.д. Закапывали чаще всего в ржаном поле, что прямо указывает на связь с аграрной магией.
Обряд с кукушкой являлся одним из женских весенних обрядов, в нем участвовали девушки и молодки;параллельно свои «похороны кукушки» могли делать девочки. Обряд совершался тайно, мужчины, парни не могли присутствовать при нем и знать о месте «крещения» и захоронения кукушки. Для этого хоронилирано, до восхода солнца: «а тада рана подымаемся на Вознесение,рана-прерана. И мы убеrаем, штоб ребята нас не нашли!».
Парни (в поздних вариантах - дети) караулили девок на крышах, старались подсмотреть и разорить место захоронения. Иногда оно оказывалось тайным даже для участников:похороны производили одна-две выбранные девушки. Особо смелые девки делали фальшивую могилу с нечистотами. Настоящую могилку затаптывали,чтобы никто не видел, а если ставили крестик, то так, чтобы не был виден во ржи. Раньше тайность совершаемых действий была необходимой;по описанию начала 20 века «Ни одна крестьянка не сознается, что умеет«сряжать и кстить кукушку».
Если могилка все-таки разрывалась, ребята приносили куклу, надсмехались над девками, иногда в насмешку прибивали ее к столбу, вместе с лаптем, в котором ее там хоронили. При серьезном отношении к обряду, в этом случае праздник был сорван, это могло предвещать плохой урожай или неудавшееся замужество, девушки очень плакали; позже, конечно, наблюдалась более игровая атмосфера.
Последний этап обряда – поминки, а кое-где торжественное выкапывание кукушки через неделю после Троицы. На помин собирались все – и ребята, и девушки, делали общий стол, причем обязательной ритуальной едой были яйца – «пару яец мать сварить и дращёну спекеть». Там уж «столько народу, там столька шуму, там сколька веселля!», «и гармошки, и песни, и танцы, и страдания, фсё!».
Во время похорон по кукушке обязательно причитали, выбирая при этом наиболее умелую в этом деле молодку («ну, каму ш плакать? нада Маньке плакать!»). При этом, как часто это бывало, начинается плач символически («Што вроде паложено»), а как «начнёть причитывать и заплачеть па всей па правде. И заrалосить, и мы заrалосим».
автор текста - Марина Альтшулер, научный сотрудник Центра народной музыки Московской Государственной Консерватории.
* * *
У Агаевой в статье про "кукушек" четко написано:
1. делали разных кукушек: девочки, кот .исполнилось 12 лет прощались с детством - делали из ткани,
2. девушки на "выданье" и молодки - делали из травы "кукушкины слезки" - гадали на замужество, рождение ребенка; и делали парочку "кукушка и кукун" гадали на суженного, если точно его знали;
3. женщины постарше - делали из березовых веточек - гадали на урожай.
4. Еще делали птичку в "серых тонах"(птичку!), сажали на дерево - и говорили "унеси все мои печали" - отворачивались и уходили.
1. Первую куколку давала Рита, это удивительная куколка женщина-птица, у нее 4 платочка, 2 платка – крылья, один – хвост и один головной убор – обычный женский платок. Цвета пестрые, как у кукушки.
2. Дальше мы делали кукушку из травы, собирали ее в обряде, просили у хозяина места, чтобы он дал травы. Мне открылась прекрасная трава после того, как я пообещала принести угощение хозяину. Кукла простая, но сам материал – трава очень живой и когда ее делаешь ощущение, что она сама движется и укладывается не сразу, а после определенного понимания, как ее уложить.
Эта кукушка была веселая птица душа, но у нее был черный платочек, когда мы его ей надели, сразу пропало веселье. Как в жизни, вот было счастье и оборвалось, может погиб любимый, и нужно жить дальше.
3. Следующая –кукушечка тоже из травы, это старшая женщина, возможно вдова, тоже в черном платочке, с перышками из травы. Перышки – похоже, умения и способности женщины,жена, мать, любимая, и то что она умеет делать, вырастить, любить, ждать,что-то важное, что может и делает женщина, какие-то большие образы.
4. Потом мы делали куклу из чулка. Мы выбрали один обряд из Калужской области, надо сказать, что этнографических описаний этого обряда много, мы остановились на обряде, который проводили девочки 8-12. Из чулка, потому что ее делали как скатку и сшивали, а когда появились хлопчатобумажные чулки, легче было не сшивать, а набить ветошью чулок.
"Кукла кукушка из чулка. Бытовала в калужской губернии. Делалась дня за три до наступления Зеленых Святок. Группой девочек(3-5) человек. Шилась кукла из тряпочек без рук, без ног, но с головой.Иногда делали из старого чулка. Голова обозначалась перевязыванием туловища нитками,рисовалось лицо с большими глазами. Куклу завивали, закутывали как младенца, наголову обязательно надевали красную косынку, концы которой завязывали под подбородком. В Семик группа девочек шла в рощу, за околицу с песней»Соловей с кукушечкой сговаривался»,кукушку несли на руках. В роще сажали на ветку березы или дуба. Недалеко от дерева разводили костер, таким образом, чтобы нанее дымком веяло. Возле костра пели, играли. Иногда подходили по очереди и нашептывали о своих бедах, несчастьях. Кукушка стояла три дня, потом ее хоронили. Специально ткались узкие холстики, в которые заворачивали кукушку, шли в лес, вкапывали ямку под дубом или елью, опускали туда кукушку,закапывали, иногда ставили крестик, а иногда место сравнивали с землей, чтобы никто не нашел. Считалось, что вместе с кукушкой хоронят все девичьи и женские беды и несчастья."
Сделали куклу, отнесли к березе, покумились, кукушку повесили на березу, разожгли костер, чтобы дым шел на нее,рассказали ей о своих бедах несчастьях, потом была совместная еда. После мы ушлии оставили ее «на три дня». «Три дня» был обед и общая работа, после мы сняли кукушку, раскумились, а кукушку похоронили, закопали в лесу под песни.
Делали куклу так, как делали бы ее девочки, с которыми была старшая женщина. Старшая женщина была я, а девчонки ( наши ученицы попали все в детские образы себя) делали куклу сообща, каждая вложила кусочек ветоши, то есть тряпочки, которую приносила из дома девочка. С песнями несли кукушку через мост, через поле, через цветочную поляну.
Куклы помогли сделать описание себя как женщины и осознать себя ей больше, чем я себя ощущала и знала, удивительно большой мир – жизнь, в котом живет женщина, рожает, выращивает детей, ждет любимого, передает знания и умения молодым девчонкам, это гораздо шире, чем приучили нас видеть себя в современном мире, где сейчас насаждается образ хищной женщины, знающей что ей нужно в этом мире. Куклы помогли немного заглянуть в глубину себя и образа женщины – хранительницы рода, обычаев и обрядов на жизнь.
1980-е годы в станице Ахметовской Краснодарского края женщины разыгрывали похороны "кукушки" - ветки, украшенной цветами и лентами. На Троицу сначала в реку бросали венки, а потом ветку - "кукушку". Примечательно, что "кукушку", как и венки, бросают в реку. В обрядовой поэтике многих народов река - это дорога на тот свет, где живут вещие пращуры, основатели рода; они-то, получив весть в образе ветки - "кукушки" или венка, дают знать гадающим об их участи.
Как и многие весенние девичьи и женские обряды, крещение и похороны "кукушки" были как бы растянуты во времени: девушки могли покумиться в Фомино воскресенье или на жен-Мироносиц, а раскумливались на Троицу или Духов день. Такая протяженность во времени имела ритуальный смысл: покумившиеся, как считалось, обладали особой, обновленной силой, столь нужной земле и всему, что должно плодоносить. Поэтому в обрядах крещения "кукушки" непременно участвовали молодки - женщины первого года брака, которым предстояло родить. Обряд имел и своего рода социальный аспект. Цель его -принять повзрослевших за зиму девочек-подростков в возрастную группу девушек-невест.
В ходе весенних праздников неоднократно повторялись и обряды, благодаря которым надеялись получить хороший урожай ржи и льна. Для этого после обрядовой трапезы на зазеленевших полях считалось полезным подбросить вверх ложки или окрашенные в желтый цвет яйца. Особенно такие действия были приурочены к дню Вознесения Господня.
Весенние девичьи и женские праздники завершались Семиком и Троицей.
Кукла Кукушка, Тульская губерния (на фото - сзади стоит, серая такая)
Процесс изготовления кукушки в селе Шелаево Валуйского района Белгородской области
Чучело птицы - вариант (а) и ветка цветка или дерева - вариант (б).
Кукушка из соломы.
|