Воскресенье
24.09.2017
15:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Творческая мастерская ОчУмелкино
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Главная » Файлы » Мастер классы » Народные обрядовые куклы

Кострома
15.06.2014, 17:34

  

Особенная ритуальная кукла весенне-летних обрядов - Кострома

Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы — соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Образ Костромы связан с празднованием «Зеленых святок» - проводов весны и встречи лета. ЗЕЛЁНЫЕ СВЯТКИ в традиционном русском месяцеслове – волшебное время, посвящённое проводам весны, чествованию водяных духов – русалок и берёз, а также – поминовению усопших.

Зелеными Святками называются дни, предшествующие Троице – с четверга на семицкой неделе (Семи́к – Русалчин  Велик день, Троица умерших — восточнославянский праздник весенне-летнего календарного периода; отмечается на седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы) и заканчивающиеся четвергом на Троицкой неделе. В понедельник после Троицы – Духов день.

Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века «яриловками», а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.

В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» — женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Во время празднества сжигали «Кострому» — огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженное в белые одежды и украшенное зеленью. Огонь в народе всегда считался очистительной силой.

В древних обрядах проводов Костромы (проводах весны) ее изображала молодая женщина, закутанная в белое, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы ее воплощает соломенное чучело женщины. Чучело сжигают или топят с обрядовым оплакиванием и смехом. Этот ритуал должен был обеспечить вечное плодородие земли.

Во временных трансформациях обряда куклы Костромы или Купалы заменила собою не божество Кострому или Купалу (правы исследователи, отрицающие существование представления о таких богинях), а жертву, приносимую в благодарение этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию.

Купало (Кострома) – божество плодородия — "мать колосьев"СЛАВЯНЕ почитали Кострому как воплощение весны и плодородия. Засеянное поле, порождающее зерна было священно для земледельца. Отсюда и святость хлеба. На празднике посвящения в мужчины хлеб переламывали над головами юношей. В старину хлеб вообще не резали ножом, ибо он живой, яко человек. Празднества в честь уборки урожая украшались даже четырехпудовыми хлебами!

Главная роль в празднестве отводилась двум традиционным обрядам – купанию в воде и возжиганию ритуальных костров, которые, по старинным представлениям, предохраняли человека от колдовства, и недобрых глаз. В зачарованную купальскую ночь считалось, что животные обретают речь, деревья беседуют между собой языком шелеста листьев. Только в эту ночь заготавливали некоторые виды лечебных трав, и по древним поверьям зацветал цветок папоротника, который охраняла нечистая сила. Величанием Купалы,символом которого была Купальская кукла, начинался и завершался этот праздник, где Купальская кукла уничтожалась в священном праздничном очистительном огне или воде.

Ритуальные куклы - Кострома, Кострубонька, кукушка, русалка - изображали мифических персонажей весенне-летних обрядов. Делали их из веток, трав, цветов в виде чучела. С ними участники обряда обходили село, устраивали хороводы, игры, после чего "хоронили".

 

Для изготовления надо взять 2 палочки. Одна длиной 15-30 см. другая чуть покороче 20-22 см. Немного травы или лыка, тесьму 15 см, красные нитки и кусочки разноцветного ситца, который мы будем разрвать на полоски 1,5 см шириной и примерно по 23-27 см длинной.

Из двух березовых прутьев изготавливают крестовину. Поперечный прут берут в 2 раза короче прута основы. Крестовину прочно скрепляют нитью, наложенной крест-накрест.

Поперечину крестовины плотно обкладывают длинными прядями лыка, льна или соломы и закрепляют на концах прута нитью, отступив от края по 0,5 см 

 

Длинные пряди коры, наложенные на основу креста равномерным слоем, скрепляют нитью. В верхней части тонкую полосу коры накладывают петлей, а затем закрепляют узлом.

На крестовине лыко закрепляют яркой цветной нитью крест-накрест.

Верхнюю часть крестовины, перетянутую полоской коры, обкладывают комком кудели или спутанных обрывков нитей. Кудель обтягивают лоскутом белой ткани, который закрепляют несколькими витками нити.

Прямоугольный лоскут пестрой ситцевой ткани 2-3 раза обматывают под поперечиной крестовины и закрепляют нитью

Другой небольшой прямоугольный лоскут цветной яркой ткани крепят перевитым из цветных нитей шнуром. Этим лоскутом обозначают передник на лицевой стороне Костромы.
Шесть длинных полос размочаленной коры складывают друг с другом. Определив середину, сложенный пучок плотно накладывают в верхней части куклы на ткань, обтягивающую кудель, и с тыльной стороны куклы сплетают в косу.
На закрепленное лыко двумя-тремя витками накладывают полосу красной ткани, которая крепится узлом с тыльной стороны.
Квадратный лоскут цветной пестрой ткани, сложенный вдвое, повязывают платком на голову куклы и закрепляют крест-накрест под крестовиной узлом с тыльной стороны.

 

Кострома у славянских народов почитается богиней плодородия, дочерью Царицы Ночи Купальницы и бога огня Семаргла, единокровной сестрой Купалы. В культурно-мифологических мироощущениях древних славян эти два образа (Костромы и Купалы) соединены воедино.

Вот как об этом повествуется в древних славянских легендах.

   

Невероятной красоты Царица Ночи Купальница в прекрасные летние звездные ночи неоднократно звала на свидание на берег реки Ра (предположительно нынешняя Волга) бога огня Семаргла, любовно называя его Огневиком. Златокудрый красавец Семаргл — сильный и смелый, согревающий небеса и землю, охраняющий Славянскую Русь от бед и зла отказывался от встреч, мотивируя тем, всю ему нужно до рассвета всю ночь не спать, на страже в небесах стоять.

Это очень расстраивало Купаленку: она беспрерывно лила горькие слезы и продолжала уговаривать сойти Огнебога с поднебесья и лунной тропкой спустится к ней. И не выдержало сердце, Сварожича, не устоял он перед красотой Купальницы — самой прекрасной из Богинь. Любовь вспыхнула моментально.

Сошёл он к Купальнице в день Осеннего равноденствия, стал выплясывать и песни распевать в ночи. В первой песне он спел о Богине земли — Триглаве, вторую предназначил Ладе-матушке. Третью же песнь посвятил самой Купаленке.

Ничегошеньки над полями не видно, за рекою ничегошеньки не слышно; только вдруг ветер промчался над лесом, да над водою тень пролетела и на миг все закрыла туча чёрная. И Ноченька стала длиннее дня, а на землю черным облаком проникло зло. Но её Огневик не видел, но ничего Огнебог не слышал…

В результате любви в день летнего солнцестояния Купальница родила золотоволосых близнят: доченьку Кострому и сыночка- Купалу. По современным традициям именно в день рождения этих детей начинаются Купальские праздники. И Купальница — их главный персонаж.

Дети подрастали и были не «разлей вода». Днем они нежились под солнечными лучами отца. Ночью их ласкала мама Купальница. Она каждое утро на зорьке покидала детей и предупреждала их о коварстве Сирин — птицы смерти, песни которой были и прекрасны, и опасны. Ведь тот, кто слушал, забывался на время. В день Купалы Сирин прилетела и запела свои чарующие песни возле реки Ра. Маленькие Купала и Кострома, не смотря на запрет матери, побежали слушать пение птицы смерти. Не заметили они на небесах тучки грозной и черной. Это властитель тьмы — могучий Чернобог велел гусям-лебедям и Сирин похитить Купалу и принести его в царство Нави.

Вот проходят дни и годы чередою… Расцвела Кострома и пришла пора о замужестве задуматься. Только все молодцы ей не по нраву.

И однажды, как только Солнце поднялось, снова птица Сирин прилетела и на яблоню села. И стала она ронять свои золотые перья и при этом молодой писаной красавице Костроме вещать, что ей предстоит скорое, счастливое, но недолгое замужество. Что она златой венок Леля сменит на венок от Смерти. И решила твердо Кострома навеки оставаться девой. Так думала она, собирая златые перышки, которые потом в веночек вплела.

Вот раз как-то по речке Ра гуляли девушки-подружки. Сплетали они красивые большие веночки и на воду их опускали. И дружно гадали: тот замуж возьмёт, кто выловит венок.

Кострома и не собиралась свой венок снимать и по реченьке пускать. Она тихо проговорила, что даже буйный ветер не сорвет его с головы, то есть этим она подтвердила, что замуж выходить не будет. Но по воле рока ветер сильный унес венок на воду.

И пошла Кострома, плача, по бережку искать его. Вдруг увидела на речке плот с белым парусом, на котором трое пригожих молодцев; среди них у одного золотые волосы, как у нее и братца её Купалы. Подобрал ее венок Купала. Не узнали брат с сестрой друг друга, не узнала его и Матушка Купальница. Полюбили молодые крепко. Вот уже в субботу обручились, в воскресение же обвенчались.

Солнце в этот день пораньше встало, в водах реченьки плескалось и купалось.

Вот Купала- муж с женой-сестрой Костромой сели под лазоревым кусточком, и сорвали аленький цветок. Красотой его любовались. Мужу вдруг Костромушка вопрос задала: «Кто он и откуда?». Он ответил, что родила его родная матушка, но на чужой сторонке вырос он. Унесли его маленьким гуси-лебеди.

И тут Кострома в ужасе ему ответила, что сестра она его кровная, а Купальница — матушка родная. И решили сестра с братом, что великое горе будем всем, кто их повенчал, а главное — для их матушки. Задумали они к реченьке пойти и утопиться!

Повалилась, тужа, Кострома на землю. Её легко поднял и понёс к широкой реке Купала. В глубину сам вошёл и сестру-жену на руках принёс. Брат Купала плачет, рыдает. Тонет сам и сестра потопает…

Утонули оба в купальне. Где тонул Купала, волны там колыхались. Травы все расплетались, где тонула Кострома.

Спрашивает отец Огнебог Купальницу-Ноченьку, где его сыночек и доченька.

Розы может, рвут, веночки ли вьют?

Нет, они розы уже не рвут, и цветочки не вьют, они в речушке утопают, в тихом омуте умирают.

Купальница-мать всю ночь, горюя, по берегу ходит, плачет, рыдает и всех умоляет: «Не брать, воду у брода, так как это не вода, а кровь ее детушек Костромы и Купалы! Не ловить в этой речке рыбы: ведь это не рыба — это их тела! Эти щуки — руки их, ноги — это сомы, водоросли — косы, лилии — глаза.»

На заре вдруг реченька заиграла, на дне песчаном и золотом ее Кострома с Купалой лежали. Говорила река: «Не могу принять я Купалу и Кострому! И волна плескала и обещала: «Я на берег их выкину».

Наконец-то Боги смиловались.

Поднимайтесь, муж с женою, брат с сестрою, Купала и Кострома! Выходите-ка вы из реченьки, да ступайте в Навский лес дремучий! Обернитесь и станьте цветочком-травою, как брат с сестрою! И называться будет этот цветок Купала — да — Кострома. Брат — лепестки жёлтого цвета, а сестра — синего цвета».

В ночь Купалы люди рвать цветы будут. Песни петь и сказывать: «Вот двухцветный цветок-трава, то Купала брат — да с сестрою Костромою.

Значительно позже, христиане его переименовали. 24 июня православными отмечается праздник в честь Иоанна Крестителя, и Купалу стали величать Богом летнего солнца и Иваном, а 29 июня его несчастную сестру нарекли Марией в честь Богородицы. Так цветок Купала — да — Кострома назвали новым именем — Иван-да-Марья. На обоих летних праздниках и Купалы, и Костромы — он самый главный. Вода же стала в праздник Купалы целебной и очищающей от греха.

Категория: Народные обрядовые куклы | Добавил: umelkino
Просмотров: 770 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Наш опрос
Что Вас заинтересовало в нашей Мастерской?

Всего ответов: 26