Пятница
19.04.2024
01:31
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Творческая мастерская ОчУмелкино
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Главная » Файлы » Мастер классы » Народные обрядовые куклы

Зольная кукла
21.06.2015, 16:20

  

Славянская обрядовая Зольная кукла

Обрядовая Зольная кукла – дарилась молодым на свадьбе. Это древний символ продолжения рода, посредник между живущими на земле и царством мёртвых. Зольная кукла – это как – бы дух предков, обращённый к потомкам.

Самой первой куклой была зольная кукла. Это очень древняя кукла, хранительница домашнего очага. Её делали из золы, смешав золу с водой и сделав шарик, который потом оборачивали тряпицей.

Зола издавна означала домашний, а изначально родовой очаг. Деревенские жители, почитающие сложившиеся обычаи, не разбрасывают золу, где попало, а ссыпают ее в укромное место неподалеку от своего жилья. Постепенно холм нарастает все выше и выше. Обитатели жилища держатся достойно. Соседи воспринимают их род сильным, богатым, благополучным. Именно поэтому кукла, изготовленная из золы своего домашнего очага, имела ритуальное, магическое значение. Являясь частицей родового зольника, она несла в себе идею сохранения рода, умножения потомства.

Еще она считается свадебной, потому что ее дарила мать своей дочери (невесте), передавая вместе с куклой силу родного огня. И невеста в дом к жениху уносила этот огонь и благословение своего рода, своих предков. Таким образом, на огненном уровне соединялись два рода. Вручая ее жениху и невесте, родственники приговаривали: "Чтобы дети у вас были хорошие да много". Молодожены с благодарностью принимали священный подарок, бережно хранили его, а когда у них нарождались и подрастали дети, они постигали магический смысл простой игрушки, осознавали свою связь с окружающим миром.

Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.

А так же ее делали при переезде в новый дом, чтобы забрать с собой не только домового, но и силу огня из очага, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Делала женщина ее как оберег своему любимому, когда он отправлялся в дальний путь по делам или военные походы. Она силой родного огня оберегала его в пути.

 

Зольная кукла  единственная кукла, которая делается  без головного убора и без волос. Игрушки не имели ни рук, ни ног, а только голову в виде шара, полученного из просеянной, а затем смоченной и спрессованной золы. Голову оборачивали кусочком белой материи и перевязывали внизу ниткой. Плотное, толстое туловище сворачивали из ткани и набивали отходами, полученными при обработке конопли. Затем шили юбку, собирая ее на завязке под прикрепленными грудями.

При кукле находился маленький кукленок. Его тулово завертывали в пеленку и свивальник. И кукла, и куленок изготовлялись с "пустым" лицом. Детали опускались сознательно, иначе, по поверьям, идущим от предков, в игрушке поселится недобрая душа, которая способна сглазить играющего ребенка.

Зольная кукла может быть использована для излечения. Но для этого она должна быть сделаны из вещей больного. Такую куклу приносят в глухое место, дают ей имя и, называя по имени, оставляют с наказом вылечить человека.

* * *

Существует такая наука этнотерапия. Изготовление кукол помогает малышам и ребятам постарше избавиться от проблем в отношениях с родителями, лучше понять себя.

Вот например зольная кукла. Внутри ее «тела» — зола. Но зола эта непростая, ее брали из зольника — места на заднем дворе деревенского дома. Туда золу складывали годами вместе с костями домашних животных. Поэтому зольная кукла — не просто игрушка, а настоящий символ родного очага.                       Марина Мишина

* * *

Рассказ Дайн о встрече примерно тридцатилетней (!) давности в одной из этнографических экспедиций:

"...попросила рассказать об этой кукле. Хозяйка моментом обернулась, насыпав в тряпку полные пригоршни золы. Подошла к печке, немного отсыпала на кукленка. Оставшуюся золу тщательно перебрала, выбросила все камушки, гвоздик. Взяла кружку с водой, глотнула и спрыснула золу. Завернула концы тряпки, крепко стянула и начала формовать шар, как раз в размер ладоней.

Сидит, сбивает голову, а сама говорит:"Водою польешь, сожмешь, и получается она прессованная, круглая. Поцапай, какая твердая, как каменная будет. Собьем еще дюжее. Главное, голову утвердили. Голова так голова! Только грязновата из-за золы. Раньше просили у матери тряпочку миткалитенькую (миткалевую, белую). Хочется, чтобы кукла красивая была, а то из-за холста рябая будет, не хочется такую", - и Пелагея Ильинична аккуратненько оборачивает голову кусочком белой материи, перевязывает ниткой.

Дальше начинает сворачивать плотное, толстое туловище, будто пеленает куклу: "Теперя хватит тула. Сделаем из ваты сиськи. Раньше-то хлоп был (очес конопли с кострикою), жуешь его на сиськи, потом катаешь, чтобы получились ровные твердые шарики. Вот и будя грудастая девка".

Мастерица сравнивает скатанные шарики: одинаковы ли? Старательно укладывает их под голову, накрывает тряпицей и крепко крест-накрест притягивает вязкой к тулову. "Вот и перекрестили груди. Теперь юбку сошьем, соберем под грудями и завеску повяжем. А рук и лица ей не надо, и путлюшки на голову ни к чему - не личат они ей.

Вот и справили куклу. Вот и хорошая бабнища. Посодишь ее - так видать, что сделано. И кукленка ей дадим", - Пелагея Ильинична терпеливо повторяет все снова. Сбивает маленькую головку, сворачивает туло, завертывает его в пеленку и в свивален. "Раньше и коробушку справим куклам из щепок. Залезем на печь и играем. Вот и вся для нас ЗАМАНОЧКА."

* * *

  

Удмуртская Зольная кукла

"..Встретила я Матрену Дмитриевну в поезде, ехали в одном купе в город Тюмень. А она живёт в Новосибирской области. Я ехала на семинар по народной кукле и все думы мои были о предстоящем событии. Потому я и спросили свою соседку, когда разговорились, делала ли она куклы в детстве. На мой вопрос она ответила, что ничего такого не припоминает. Слово за слово, разговор покатился совсем на другую тему и коснулся простых бытовых воспоминаний о топке печи, о том, что печь чаще дровами топили, хоть и угольный край, тогда плохо было с углем... И прямо, без перехода говорит: «Слушай, а куклы с древесной золы мы делали». И стала говорить, что и как было, а я вот что записала:

«Из золы тоже мы делали. Во всех тряпочки свои были. В тряпочку золы насыпали, только сеять надо, чтобы камешков не было. Наберешь древесной золы, в тряпочку насыпешь, и это место передавишь (на шею показывает) и к бороде палочки. Выстрогаешь и заматываешь. Прямо поставишь, она крепкая и не выдернешь. Это длинно (на тело показывает), там делаешь как ноги.

Шея не болтается, голова не болтается. А две палки, чтобы ноги. С ваты титечки и платье еще выкраивали, шили. На голову со льна или конопли пришиваешь волоса. Лицо рисовали, друг от друга учились.  Долго с куклами этими возились.

Золу из печки брали, насыпешь в тряпочку золу и в воду макаешь. Она намокает и сожмется, как камень делается, придавишь, чтобы поплоще было. Сзади круглая, а спереди поплоще, так вот (на лицо показывает). Еще шишечку делали, если надо. Когда делаешь, выдавишь шишечку, ниткой обовьешь. Это когда еще не застыла. Платок наденешь.

Играли так: она у своей бани, я у своей. И в гости приезжаем: конопли наберешь, маку полный подол и это угощаешь.

Сестренка раз сделала. Отец с работы пришел, спал (показывает - сидит, опершись на руку). А она куклу - мужика делала. А не было тогда ничего. И она со спины рубахи и выстригла кусок, и усы тоже (а усы у отца были большие, пышные). Клейстер с картошки наварила, прилепила усы. Потом отец проснулся: «Ах, ты, что наделала». Потом на рубаху-то заплатку обратно поставили - не было лишнего.

А еще мода была кукол-то ставить на окно. А у нас окно расколото было. Прихожу домой, а куклы-то нет. Я в слезы, да искать. Пошла к подружке, а они на окне у ей. Я зашла, всех в подол сгребла и пошла домой: раз она так, и я так. А ее мать - навстречу, говорит: «Мотя, ты чего здесь?» Я ей рассказала, что собрала всех, а после свою только оставила, а ее разбросала по двору, да и ушла. Так было»..."                             Автор: Энка

* * *

Несколько лет делаю-поделываю традиционные и авторские русские куклы, и вот только сейчас решилась делиться ими и в блогосфере.

К зольным куклам у меня особенное отношение. У них очень сильная энергетика, как-будто из глубины веков.
Все тряпичные куклы, куклы на полене - теплые, а зольная - холодная, не греет совсем. Да еще и голова твердая.
С ними даже нет желания играть, как с чем-то сакральным что-ли. А хочется спрятать куклу такую от глаз, и просто знать, что она где-то есть и бережет.
А вот и мои Зольные. Сделаны из новых тканей, для ярмарок, на продажу (мои - схованы :).

 

Очень трудно объяснить людям значение этих кукол, их покупают редко, но с особенным подходом и причиной.
Вообще, часто за покупкой обережной куклы скрывается история и часто очень личная, такая, какой не поделишься с каждым. Так что я ощущаю себя не столько мастером или продавцом, сколько психологом :) 

 

Мастер-класс

Шарики из золы для кукольных голов. Получаются очень твёрдыми.

Оборачиваем золу в ткань.

Потом - в чистую ткань.

И делаем куклу с куклёнком. На фото - моя зольная кукла.

1 вариант куклы

2 вариант куклы

 

 

Категория: Народные обрядовые куклы | Добавил: umelkino
Просмотров: 4776 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск